Канал "Москва - Волга": гримасы истории

В этом году исполняется 80 лет каналу "Москва - Волга", и я вспомнил, что ровно 40 лет назад по заказу "Политиздата" написал книгу о строительстве этого фантастического по меркам 30-х годов гидротехнического сооружения, которое, кстати, было создано по идеальным меркам импортозамещения (нынешний термин) и по сложности, учитывая протяжённость и лестницу шлюзов, даже сегодня остаётся, пожалуй, несравнимым ни с одним другим судоходным каналом мира.

40 лет назад были живы многие участники стройки, которые рассказали мне о крайне интересных подробностях эпопеи сооружения канала. Дмитлаг НКВД (Дмитровский лагерь) в середине 30-х был организацией открытой, издавал свою газету "Перековка" и журналы, которые в 70-х годах находились в открытом доступе Ленинки и по которым я сверял рассказы очевидцев стройки. А среди них, между прочим, было немало известных людей в ранге замминистров.

Книга получилась небольшая, насыщенная, строго документальная и очень интересная, поскольку мои собеседники охотно выплёскивали самые сокровенные воспоминания, пребывавшие втуне четыре десятилетия.

Но когда я принёс рукопись в "Политиздат", её встретили в штыки и вскоре предъявили мне рецензии тогдашних ведущих гидротехников, в том числе Малышева, которые категорически требовали изъять из книги упоминание о зэках, называя их "недостойной частностью". Я столь же категорически отказался, и рукопись вместе с отзывами, позорящими имена рецензентов, легла в стол.

Вспомнил я о ней через 20 лет и предложил журналу "Москва". Но не тут-то было. Меня сурово упрекнули в лакировке действительности, поскольку в рукописи не сказано о зверствах НКВД, о сотнях тысяч трупов, которые, по заверению "Мемориала", ночами на подводах увозили в окрестные леса, и прочих страшилках.

Между тем, Дмитлаг НКВД, в отличие от Беломорканала и других гулаговских "островов" был стройкой показательной. По нему нельзя было делать выводы об архипелаге ГУЛАГ в целом, но и его нельзя было уравнивать с остальными зэковскими краями. Канал Москва-Волга стал крупнейшей стройкой второй пятилетки, встав вровень с первой очередью московского метро. Его значение сводилось не только к судоходству ("Москва - порт пяти морей"), а прежде всего к снабжению столицы волжской водой. Без неё Москва и в 30-е годы, а сегодня уж тем более погибла бы от жажды.

Не говорю о том, что стройка позволила создать первые отечественные экскаваторы "Ковровец", что именно на Дмитровском мехзаводе был сделан первый советский самосвал, что огромные водяные насосы завода "Борец" оказались надёжнее и производительнее лучших в ту пору немецких насосов. Но дело ещё в том, что зэковская реальность стройки была особой. Сюда приезжал Сталин, здесь не раз бывал Горький, зэков, в основном бывших уголовных, именовали "каналармейцами", за ударный труд освобождали досрочно и они оставались на стройке вольнонаёмными. Политические работали на мехзаводах технического обеспечения, в "шарашках".

Но в 90-х годах всё это было названо "лакировкой", и рукопись снова легла в стол.

И вот - 80-летие канала "Москва-Волга"!

Напомнив об этой знаменательной дате работникам ФГУП "Канал им. Москвы", я был потрясён тем, в какой крайней безвестности пребывает ныне знаменитое и великолепное отечественное гидротехническое сооружение. Руководителей там "меняют, как перчатки". А главный начальник канала замминистра транспорта РФ, глава Федерального агентства морского и речного транспорта ВИКТОР ОЛЕВСКИЙ, похоже, вообще не озабочен предстоящим юбилеем, который помог бы привлечь к каналу общественное внимание, поднять его престиж. Во ФГУП пока думают в основном о списках приглашаемых на банкет.

Между тем, громкий 80-летний юбилей Канала Москва-Волга был бы сегодня очень кстати. И я поражён тем, что об этом не задумываются в Кремле. Возможно Кириенко даже не знает о юбилее из-за инертности ОЛЕВСКОГО и министра транспорта СОКОЛОВА. А ведь юбилей мог бы почтить своим присутствием на одном из великолепных шлюзов и Президент России, поскольку речь идёт о настоящем символе импортозамещения, лозунга нынешних дней.

А книга о строительстве канала Москва-Волга всё-таки выйдет в свет. Это очень важный, интересный и объективный документ эпохи, основанный на свидетельствах очевидцев, на судьбах людей той поры. Сегодня никого из них уже нет среди нас, и оставлять без внимания те откровенные воспоминания мы не вправе.

#каналимениМосквы #каналМоскваВолга #дмитлаг